Возникновение и история

Дайто-рю Айкидзюдзюцу – традиционное боевое искусство Японии, сложившееся под влиянием разных техник и философий, ставшее известным широкой общественности лишь в конце XIX столетия. Многовековая история Дайто-рю включает в себя периоды расцветов и падений, связанные с глобальными вехами в жизни страны.

Зарождение системы

Возникновение Дайто-рюШкола Дайто обязана своим происхождением боевой системе, появившейся в XI веке для решения военных задач. Система включала в себя разные дисциплины и техники, которые должны были освоить воины древних кланов. Важнейшее направление обучения составляли техники Айки, применявшие против соперника не силу, а слияние жизненных энергий, позволявшее стать с врагом единым целым. Поэтому вначале Школа Дайто называлась Айки но дзюцу.

На развитие системы оказали влияние философии Айки но дзюцу и дзюдзюцу, что стало причиной эффективности этого боевого искусства. Еще с момента зарождения Школа включала в себя целый спектр военных дисциплин: владение алебардой, конную езду, искусство ближнего боя, стрельбу из лука, бой с мечом и копьем. Такая подготовка помогала готовить воинов всех категорий, причем для воинов высших рангов в обучение включали уроки чтения, чистописания, поэзии, этикета и военной стратегии.

Обучение буши (воинов) часто начиналось с возраста 10 лет. В тренировочных доджо будущие воины не только изучали все предписанные дисциплины и техники, но и воспитывались по закону бушидо – кодексу самураев.

Более девяти столетий – с 1087 до 1992 года, Школа возглавлялась одним из представителей семьи Такэда. Долгое время оригинальные военные техники держались в строгом секрете, и сообщались только членам клана, которые обучали своих воинов. Данная традиция изменилась совсем недавно – в середине XX века было принято решение открыть секреты Школы для мира, чтобы сохранить Искусство в живых.

Появление клана Такэда

По свидетельству старинных документальных источников, создателем Искусства считается Ёшимицу Минамото, сына Ёриёши Минамото. Тем не менее, многие исследователи предполагают, что эта система уже применялась кланом, а Ёшимицу и его старший брат Ёшинэ систематизировали ее и сделали более совершенной.

Братья практиковали анатомические исследования, которые должны были открыть перед ними тайны человеческого организма и повысить эффективность боевого искусства. Этому способствовали многочисленные военные события в Японии. Историки отмечают одно из наиболее известных сражений с участием клана Минамото – осаду замка Каназава. Ёшимицу и Ёшинэ не оставляли тела павших врагов, они расчленяли их трупы для изучения строения костей, мышц и суставов. Таким образом, братья Минамото получали бесценные сведения для совершенствования техники боя, определяя, какие удары и захваты при сражении с противником могут быть особенно эффективны.

Ёшимицу Минамото имел титул лорда замка Дайто, что впоследствии дало имя военному искусству. Сын Ёшимицу, Ёшикиё, после окончания войны покинул владения отца и поселился в провинции Кай (будущее Токио). Там Ёшикиё принял имя Такэда, и стал основателем клана Кай гэнджи Такэда.

Объединение кланов Такэда-Айзу Клан

Такэда принял участие в многочисленных войнах и сражениях на службе сегуна Ашикага, развивая и совершенствуя боевое искусство с применением различного оружия. Одним из известных японских полководцев того периода стал даймио Такэда Шингэн (годы жизни 1521-1572), участвовавший в военных компаниях без единого поражения до момента своей трагической гибели в результате предательства.

Одновременно происходит падение власти сегуна Ашикага и восхождение клана Токугава. Эпическая битва Нагашино но Кассэн в 1575 году привела к победе кланов Токугава и Нобунага над кавалерией Такэда, в результате которой были уничтожены 15000 воинов кавалерии. Сын Такэда Шингэн, Такэда Кацуэри, а также все члены его семьи, решили завершить свой жизненный путь через сэппуку – ритуальное самоубийство. Племянник даймио Шингэн, Куницугу, отправился продолжать традиции клана и Школы Дайто в провинцию Айзу.

Преданный династии Ашикага, клан Такэда продолжил сражение против нового сегуна. Секретные техники Школы были открыты главе клана Айзу. Общая цель объединила два клана, в результате чего появилась новая ветвь клана – Айзу-Такэда, продолжавшая традиции совершенствования военного искусства.

С XVII века Япония вступила в период Эдо, или Токугава (иногда называемый так в честь победившего клана Токугава). Это были относительно мирные два с половиной столетия, во время которых была принята строгая система деления на социальные классы и жесткая изоляция страны от остального мира. Клан Такэда получил политическую реабилитацию, позволившую ему приступить к открытому обучению воинов по собственной боевой системе.

Однако исторические документы свидетельствуют, что клан продолжал практиковать тайную подготовку буши в закрытых школах. В строжайшем секрете существовали главные доджо (посвященные искусству дзюдзюцу и владения мечом) и личные школы клана Айзу, практиковавшие разные военные искусства. Среди последних были два доджо, которые обучали исключительно чиновников высшего ранга клана: школа Такэда Ошикиучи (впоследствии получившая название Дайто-рю Айкидзюдзюцу) и школа Айзу Мисогучи-ха-итто-рю. Слава Такэда как экспертов в области военного мастерства была настолько высока, что их услуги стали востребованы по всей Японии, в том числе для подготовки личных охранников сегуна.

Конец периода Эдо

Война Бошин в 1868 году закончила период Эдо. Преданные сегуну кланы Такэда и Айзу сражались в поддержку законных властей. После окончания войны произошел трагический эпизод, оборвавший жизни многих молодых Такэда буши. Две команды юных воинов из школы Ошикучи (одна из них состояла из мальчиков, другая из девочек) в возрасте 15-17 лет, вернулись в закрытый замок Цуругаджо, чтобы сразиться с армией противника. Когда молодые воины приблизились к городу, то приняли черный дым над крепостью за падение крепости. Юные буши поступили согласно закону бушидо и совершили сэппуку.

Это массовое самоубийство было напрасным – сражение было еще не закончено, и войска кланов Такэда и Айзу прочно удерживали замок. Но благородный поступок воинов семья Такэда вспоминает до сих пор – на въезде в город установлена мемориальная табличка, призывающая молиться за души героев. Когда сражение за крепость подходило к концу, выжившие члены семьи Такэда, не принимавшие участие в битве – в основном, дети и женщины, последовали примеру юных буши и лишили себя жизни через ритуальное самоубийство.

Последний буши Японии

Среди покончивших с собой в замке Цуругаджо должен был оказаться еще один член клана – Такэда Сокаку, которому на тот момент было 8 лет. Но отец успел его спрятать подальше еще до начала военных действий. Мальчик выжил, и продолжил изучение семейного военного искусства Ошикиучи.

Вместе с тем период правления сегуна завершился и наступил период Мэйджи. Также была закончена эра Буши – наступивший в стране социальный переворот привел к запрету на ношение двух мечей (символа класса букэ). Юный Такэда Сокаку, в совершенстве овладевший мастерством владения многими видами оружия, считал себя вправе открыто носить два меча и никто не решался разоружить его. Это был человек с тяжелым и неуступчивым характером, целиком преданный идее семейного военного искусства. Некоторые его называли последним буши в истории Японии.

Такэда Сокаку переименовывает военную систему своего клана в Дайто-рю Акйидзюдзюцу, и начинает обучать по ней многих учеников. До наших дней сохранились записи уроков и расписания занятий, которые Такэда Сокаку помогали составить помощники (сам он не умел читать и писать). Из них следует, что мастер обучал сановников самого высокого ранга – министров, адмиралов, генералов, многие из которых затем вошли в историю страны.

Роль Такэда Токугава в развитии Школы

Среди учеников Такэда Сокаку был и его сын, Такэда Токимунэ, который потом также занимался обучением военных техник и имел своих учеников. Несколько из них жили вместе с Такэда Токимунэ: Арисава Гунпачи, Като Шигэмицу, Судзуки Шимпачи и Мацуо Сано. Они провели вместе с учителем более трех десятков лет и стали последователями деятельности клана Такэда, и позже смогли поделиться важной информацией, позволившей задокументировать историю зарождения и развития Школы до наших дней.

Такеда Токемуне

Согласно правилам, после смерти не имевшего сыновей Такэда Токимунэ главой клана и следующим мастером Школы должен был стать его брат, Такэда Мунэмицу. Однако попытка Мунэмицу завладеть властью еще при жизни Такэда Токимунэ вынудила последнего объявить брату отлучение от будущей должности. Последний Сокэ Школы составил завещание, согласно которому следующей титул главного мастера Дайто-рю Айкидзюдзюцу должна была получить его дочь. После кончины Такэда Токимунэ в 1992 году на должность временного Сокэ (Сокэ даири) был назначен супруг его дочери. Внук Такэда Токимунэ не изъявил желание продолжать семейные традиции своих предков, поэтому место директора в данный момент считается вакантным.

Влияние Дайто-рю на другие боевые искусства

Дайто-рю способствовала развитию и других направлений боевого искусства. У последних Сокэ из клана Такэда были некоторые ученики, основавшие собственные школы на основе принципов Айки но дзюцу и дзюдзюцу. К таким относятся Айкидо, Есейкан Будо, Хакко-рю и другие.

Основатель школы Айкидо, Морихэю Уэшиба, являлся учеником Такэда Сокаку более двух десятков лет. После первых семи лет обучения Сокаку подписал для него разрешение на право обучения Дайто-рю Айкидзюдзюцу, после чего Морихею Уэшиба занимался преподаванием Искусства в течение четырнадцати лет. Также Уэшиба был удостоен уникальной для преподавателя Школы чести – когда Сокаку посещал Аябэ, он становился его учидэши на долгий период времени и даже проживал вместе с великим мастером.

Несмотря на особое отношение к себе со стороны Сокэ Школы, Уэшиба всегда хотел стать самостоятельным, превосходство учителя тяготило его. Все закончилось разрывом отношений между учителем и любимым учеником – в 1935 году Сокаку обнаружил, что Уэшиба преподает Искусство, изменяя тонкости техники. После изобличения Уэшиба покинул офис Школы без прощания с Сокаку, а позже стал основателем школы Айкидо. Этот инцидент, прервавший долгие годы дружбы и сотрудничества между учителем и учеником, не повлиял на значение роли Уэшиба в развитии Искусства Дайто-рю. Последователи Школы относятся к фигуре Морихэю Уэшиба с величайшим уважением и почитают его как выдающегося военного мастера.

Еще одной знаковой фигурой в формировании Школы Дайто-рю считают Сайго Широ. Приемный отец Таномо, являвшийся сановником высокого ранга в клане Айзу, преподавал ему боевое искусство по принципам школы Ошикиучи в качестве инструктора. С юных лет изучая в Школе боевое искусство, Сайго Широ стал настолько опытным мастером, что им заинтересовался основатель Дзюдо Кано Дзигоро, и, спустя некоторое время, переманил Сайго в институт Кодокан на должность технического директора. Участие Сайго Широ в становлении школы Дзюдо оказало немалое влияние, что даже было немного преувеличено после его кончины. Однако с этой школой Сайго также расстался, посвятив остаток своих дней кюдо.

Легендарные Сокэ Школы

Знаменитый японский режиссер, Акира Куросава, был вдохновлен историей клана Такэда. Его фильм «Семь самураев» стал посвящением несгибаемому характеру Такэда Сокаку, которого называли последним японским буши. Последним же Сокэ из клана стал его сын, Токимунэ. Именно перед ним была поставлена сложная задача – создать Школу нового современного формата, сохранявшую при этом неизменные с древних времен военные техники. Такэда Токимунэ открыл миру секреты Нишинкан, сделал доджо в Абашири главным центром Школы и способствовал распространению Дайто-рю Айкидзюдзюцу, чтобы уберечь Искусство от вымирания. Кончина Токимунэ не позволила завершить эту благородную цель, поэтому тому, кто станет во главе Школы, придется пройти большой путь для воссоединения всех частей уникальной системы.