Дайто-рю Айкидзюдзюцу, школа клана самураев Такэда, секретные техники боевого искусства которые стали открыты миру с 1988 года, называет следующие свои основные идеи – одержать победу над врагом, взять над ним контроль, выжить во время боя.
Дайто-рю – это слияние техник Айки и Дзюдзюцу. Принцип Айки положен в основу техник, использующих разбаланс противника, воздействием на него не мыщечной силой, это сложный метод, на освоение которого потребуются годы. Принцип дзюдзюцу основывается на рационализации физических движений человеческого тела. Изучение техник дзюдзюцу первично при освоении искусства Дайто-рю. Затем, постепенно, ученик добавляет принцип Айки в изученные техники. Этим и отличается Дайто-рю от всех остальных боевых систем дзюдзюцу. Посте добавления принципов методов или чувств Айки, техники выполняются на максимально сопротивляющемся противнике.
Система боевого искусства включает в себя почти 2900 техник. Это техники с разным положением – стоя и сидя, сидя напротив стоящего соперника, защитные атакующие техники от нападения со спины, техники обездвиживания, бросков и другие.
Благодаря познаниям мастеров Школы еще с древних времен полный список включает в себя бросковые техники, основанные на айки. Это движения, учитывающие строение человека, расчет времени и движения. Также в списке техники физического воздействия на суставы и важнейшие точки организма.
Все обучение Дайто-рю основано на списках – мокуроку, которые ученики осваивают в определенной последовательности. Для получения основных знаний боевой системы потребуется освоить пять разделов:
Первый список изучения Дайто-рю – Хидэн мокуроку – состоит, в свою очередь, из пяти каджо (групп) и 118 техник. В большинстве своем эти техники представляют собой дзюдзютцу вадза – 111 техник, и оставшиеся 7 относятся к подгруппе гоккаджо. Обучение происходит в строго определенной последовательности по принципу возрастания уровня сложности.
Включает в себя 30 техник вадза, которые должны быть выполнены в следующих позициях:
Идори исполняются в форме защиты при нападении укэ, в положении сидя на коленях. Техники тачиай исполняются в положениях противников стоя. Выполняя ханза хандачи, ученик в положении сидя принимает на себя нападение соперника. При уширо дори противники стоят, причем нападение укэ происходит со спины тори.
В иккадзё включены техники: иппон дори, ката отоши, гьяку удэ дори, коши гурума. Стратегия икадзё – защита, во время этого периода тори готовится к нападению укэ и реагирует на него. Такая стратегия носит имя «го но сэн».
В данном списке также насчитывают три десятка вадза, тренируемых аналогичным способом. Особенность никадзё – включение техник с круговым воздействием на запястье (котэ). Сюда включены разные вариации этих движений – шуто дзумэ, котэ дзумэ, и бросковые движения – коши гурума, сукуй нагэ.
К принятой в икадзё стратегии защиты добавляется стратегия одновременной инициативе тори при нападении укэ – «сэн но сэн».
Как и предыдущие каджо, санкадзё включает три десятка техник вадза, практикущих по тем же методам. Техник в периоде санкадзё две – сури отоши и маки дзумэ. Стратегии аналогичны группе никадзё.
В отличие от первых трех групп, ёнкадзё включает в себя только 15 техник, исполняемых из положения тачиай. Особенными для этого каджо являются давящие движения на сухожилия запястий – ура готэ и учи готэ. Техники из предыдущих групп могут повторяться в ёнкадзё. К примеру, техника ура отоши будет исполнена с захватом. Также каджо ёнкадзё включает в себя такие техники, как ири чигаи, тацу маки и харама джимэ. При освоении этого списка тори меняет стратегю на «сэн сэн но сэн», что означает опережение нападения удэ и нападения тори первым. Нападающая стратегия «сэн» принята в классических будзютсу еще с феодальных времен, когда одной лишь защиты было недостаточно. Поэтому большинство школ, ведущих многовековую историю, содержат в методике различные атакующие техники.
Завершающая группа техник гокадзё включает 6 техник дзюдзюцу в положении тачиай и 7 особых подразделов. Принципы предыдущих каджо в гокадзё частично повторяются.
Каджо гокадзё включает в себя сразу четыре стратегии из предыдущих разделов, которые тори выбирает в зависимости от обстоятельств. Освоивший все пять каджо хиден мокуроку ученик достигает уровня дзютсу – владения техниками на бессознательном уровне.
Раздел, включающих в себя 6 десятков вадза, в основном представляющих собой техники, завершающиеся бросками. Главная идея обучения по данному разделу состоит в использовании принципа айки. При этом важно акцентировать, что айки должна рассматриваться в качестве стратегии, а не как составляющая списков Дайто-рю. Списки системы изучаются учениками параллельно. Айки но дзютсу и хидэн мокуроку – это базовая степень обучения Дайто-рю, называемая шодэн.
Раздел, включающий в себя 88 техник. Чудэн относится к уровню освоения Дайто-рю средней степени, этот раздел слияния техник, когда две техники переходят в одну. К нему можно приступать тем, кто уже освоил две предыдущие ступени программы.
Освоить этот раздел помогают 84 техники, относящихся к высшей технике самообороны. Как и чудэн мокуроку, раздел считается в Дайто-рю средним уровнем освоения системы.
Хидэн Оги
Раздел включает 36 техник.
Последняя ступень обучения, доступная для очень опытных мастеров Дайто-рю, включает в себя более пяти сотен вадза продвинутого уровня.
Школа провозглашает необходимость выполнения всех техник в максимально стремительной, агрессивной и инстинктивной манере. Тори не должен сосредотачиваться на безопасности укэ. Еще с древних времен, когда боевая система еще только развивалась, обучение укэ в доджо не практиковали.
Когда ученик только приступает к обучению, на тренировках принимается негласный принцип – атакующие удары наносятся сначала правой, затем левой ногой или рукой. Нападение укэ при этом должно идти во всю силу и на полной скорости. И если тори сможет оградить себя от этой атаки, то это будет полностью его вина.
Тори обучают всегда реагировать на нападение вне зависимости от того, обговаривались ли ранее атаки укэ, или они стали неожиданными. Ученик не может попросить укэ повторить атаку или остановиться, иначе это помешает ему развить собственные инстинктивные реакции. Качество защиты ученика первоначально всегда низкое, оно развивается со временем при непрестанной практике. Тори всегда должен быть готов к возможной атаке и реагировать быстро и сильно буквально на пределе своих возможностей.
Замедление реакции возможно лишь в исключительных случаях – например, когда атака может привести к серьезной травме соперника. Основная цель развития состояния постоянной готовности и интуитивного отражения атаки на пределе возможностей – появление способности ученика действовать, не задумавшись.
Для учеников, дошедших до продвинутого уровня, договоренность об очередность ударов справа или слева перестает существовать. Они действуют, исходя из ситуации, и выбирают наиболее подходящее для них направление для атаки. Ответственность за собственную безопасность в поединке каждый несет за себя, так как для опытного воина главным врагом является не соперник, а внутреннее состояние ума и сердца. Только глубокая внутренняя концентрация поможет получить твердые разум и сердце, необходимые для победы и выживания.
За многовековую историю существования, Школа Дайто-рю провела колоссальную работу по отбору самых эффективных боевых техник. Мастера тестировали новые атакующие и оборонительные движения, и если они не приносили ожидаемого результата, если воин не мог при их помощи одержать победу или погибал, такие техники исключались из программы Школы. Основными могли стать только те техники, которые многократно подтверждали свою действенность для защиты и нападения.
Среди основных идей Школы есть важный принцип удержания контроля над врагом. Момент контроля над противником стратегический в Дайто-рю, и считается даже предпочтительней броска. Удержание соперника в особом положении позволяло воину мгновенно убить врага буквально одним ударом, если возникало подозрение, что противник может повторно атаковать. Такой подход помогал воину выжить.
Мастера и Сокэ Школы тщательно отбирали максимально пригодные для боя техники, исключая все лишнее. В момент боя не принимаются в расчет какие-либо моральные ограничения, методы и техники воина достаточно прямые, без излишнего изящества. Дайто-рю не ставит своей целью этичность боя или соответствие общепринятым нормам. Освоение данной боевой системы – это просто инструмент для победы и выживания в поединке, что и является основной целью искусства Дайто-рю.